馬一浮 (1883–1967) – философ. С 1903 изучал историю зап. лит-ры в США, с 1907 — историю зап. философии в Японии. В 1938 преподавал в Чжэцзянском ун-те, с 1939 — в академии Фусин в Сычуани. В 1953 возглавил в пров. Чжэцзян литературно-историч. палату (
вэньшигуань). Сочинения Ма И-фу объединены в сб-ки «Тайхэ хуй юй» («Собрание речей из Тайхэ»), «Ишань хуй юй» («Собрание речей из Ишаня»), «Фусин шуюань цзян лу» («Записи лекций из академии Фусин», вып. 1–9).
Стремился сохранять классич. стиль и форму философствования. В творчестве Ма И-фу отсутствуют тенденции к модернизации
конфуцианства за счет усвоения зап. мысли, поэтому он не м.б. отнесен в полной мере к
новому конфуцианству. Взгляды Ма И-фу близки неоконфуцианским школам
ли сюэ и
синь сюэ (см.
Неоконфуцианство). Считал, что «неявленность» «пневмы» (
ци [1]) не есть «небытие» (
у [
1], см.
Ю–у), но представляет собой «чистый принцип» —
ли [1]. Выступал против дуализма
ли [
1] и
ци [
1], т.к. они «восходят к одному источнику» и в реальном бытии неразделимы. Если человеч. органы — это «орудия» (
ци [2]), их действия суть «пневма»-
ци [
1], то принципы этих действий —
ли [
1]. В трактовке соотношения «основы» —
ти [
1] и «функции» —
юн [
2] (см.
Ти–юн) близок
Сюн Ши-ли (также испытал влияние
буддийской традиции). Хотя в логич. аспекте первично
ти [
1], а
юн [
2] им порождается, в реальности они «недвойственны» и не существуют помимо друг друга. Обратное движение идет в рамках «отражения»
юн [
2] с одновременным возвращением к
ти [
1].
Полагал, что в универсальном смысле древние «Шесть канонов» («Лю цзин») образуют «шесть искусств» (
лю и), охватывающих всю (в т.ч. зап.) духовность и естественно проистекающих из человеч. природы. Учения
«Чжоу и» о «переменах» (
и [
4]) и доктрина
«Чунь цю» соответствуют модусу «истины»; «стихи» (
ши ([
6]) и «писания» (
шу [
4]) как духовное выражение
«Ши цзина» и
«Шу цзина» дают модус «добра», а «ритуал» (
ли [2]) и «музыка» (
юэ [
1])
«Ли цзи» и «Юэ цзина» — модус «красоты». Считал «принцип»
ли [
1] тождественным «духу» («сердцу»)
синь [1].
Известный современный конфуцианец
Сюй Фу-гуань считал Ма И-фу одним из четырех великих конфуцианцев наших дней наряду с
Лян Шу-мином, Сюн Ши-ли и Чжан Цзюн-маем.
Источники: Ма И-фу цзи (Собрание [соч.] Ма И-фу). Кн. 1 - 3. Ханчжоу, 1998.
Литература: Хэ Линь. У ши нянь лай дэ чжунго чжэсюэ (Китайская философия за 50 лет). Шэньян, 1989;
Чэнь Лай. Ма И-фу дэ ли ци ти юн лунь (Учение Ма И-фу о «принципе», «пневме», «основе» и «функции») // Чжэсюэ яньцзю. 1993, № 2.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 338.